Как я поехал в хадж

С именем Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!

Пожалуй многое остается непонятным из хаджа, пока сам не побываешь в тех благословенных местах, не пройдешь все сам, не увидишь и не услышишь все самостоятельно. Много раз видел на фотографиях Каабу, разные виды Мекки, Медины, но эти фотографии оставались только проекциями, а не объемными картинами.

И вот получилось так, что по милости Аллаха мне предоставилась возможность съездить в хадж. Примерно за полтора месяца до отправления, я отдал деньги (а это на 2009 год — 75 тысяч рублей) Иршату — руководителю одной из ульяновских хадж-групп «Наджм-Тур», получил расписку в том, что он взял у меня деньги для обеспечения моей поездки в хадж и начал ждать.

Ульяновск

Ожидание было приятным, ведь впереди 25 дней другой жизни, солнца, отдыха. По программе сначала мы должны были доехать на автобусе до Москвы, потом из Шереметьево вылететь на самолете в Дамаск (Сирия), затем снова на автобусе — до конечного пункта через Иорданию. Тот факт, что эти события впереди — приятно щекотал внутри, я был в предвкушении выполнения столпа ислама, который я раньше не выполнял.

Для дороги были специально собраны:

• таблетки (на сумму около 1500 рублей)
  • легкая одежда — штаны, футболка (для переодевания в дороге)
  • шерстянные носки (пригодятся на полу в Аль-Хараме)
  • “спальник” (очень нужная вещь при совершении хаджа)
  • фотоаппарат
  • карты памяти для фотоаппарата
  • тапочки (оказалось, лучше брать именно свои тапочки, потому что если покупать их там, то они будут как у всех, их сложнее искать и больше риск, что их кто-нибудь возьмет по-ошибке)
  • финики, урюк, печенье, чай, вода

Полтора месяца пролетели и наступило время отправления. Автобус, на котором мы ехали, был 2-х этажным и мы легко в нем разместились, хотя нас было 62 человека — в основном это люди уже в пожилом возрасте. Загрузив сумки в багажное отделение, мы тронулись по направлению к цели. Каждый километр приближал нас к Мекке и поэтому дорога была легкой, ведь мы были на пути Аллаха. По дороге мы делали зикр (возвеличивание Аллаха), также время коротали слова тальбии, которые много раз, как гимн, произносятся паломниками на протяжении всей поездки к Мекке:

ЛябейкаАллахума лябейк
Лябейкаля шарика ляка ля бейк
Иннальхамда
Ва-ни’амата
Ляка валь мульк
Ля шарика ляк

Перевод: «Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»

Утренний намаз мы застали в пути, автобус остановил нас там, где есть туалет, мы взяли омовение и прочитали намаз на своих креслах за имамом — Иршатом. Надо отметить, что к намазу отношение было серьезным с самого начала поездки (как и должно быть), а также что мы пользовались облегчениями в намазах для путников — сокращали намазы вдвое, кроме утреннего и вечернего (магриб), а также читали сразу дневной с послеполуденным, а ночной сразу после вечернего. Руководитель являлся нам амиром — главным, нашим предводителем, которого мы должны были слушаться.

Москва

Утром мы уже ехали по Москве, по его кольцевой автодороге (МКАД), а мимо нас проносились торговые центры, автомобили, склады, большие здания, рекламные плакаты. Москва, как обычно, удивляла своим размахом и оживленностью как в муравейнике.

Москва, аэропорт ШереметьевоОтносительно быстро мы достигли аэропорт Шереметьево, время на тот момент было примерно 11.30. Выгрузили сумки из автобуса и пошли с ними в аэропорт, сложили их одной кучей где указал наш «амир» Иршат. Оставалось ждать регистрации на самолет, который вылетает вечером — в 21.30. Когда пришло время дневного намаза, мы развернули свои коврики (у кого были) и прочитали прямо там, где сложили вещи — сначала дневной, сократив наполовину, затем сразу послеполуденный, также сократив вдвое.

Немного погуляв по Шереметьево, я и несколько друзей (среди которых Абд-Аль-Азиз, Марат, Наиль) нашли аппараты для пополнения счета на телефоне (с разными коммисиями — до 10%) , а в туалете и рядом с ним — розетки. Учитывая, что чай в кафе стоил от 50 рублей, его старались готовить самостоятельно, при помощи кипятильника. В дальнейшем кипятильник очень помогал для приготовления «Кофе 3 в 1», чая, супов «Роллтон».

Смеркалось. Мы прочитали намазы магриб и иша в том же месте, в аэропорту, а затем продолжили свое ожидание, сидя на скамейках. Наконец, объявили о регистрации на наш самолет и мы понесли наши сумки дальше — к проверке. Процедура проверки была несколько непривычной — кроме того, что пришлось ставить сумки на движущуюся ленту, проходящую через черный ящик со шторами, нам также пришлось снять свои ботинки, часы, телефоны и куртку, поместив их в отдельный ящик и затем пройти через специальные ворота. Когда нас просканировали, мы очутились в холле, где можно было купить то, что можно с привилегиями проносить с собой в самолет (свои незапаянные жидкости в самолет проносить нельзя), там также был интернет (через wi-fi), сверхдорогие бутики с часами и дорогие украшения. Там покупать тем более ничего не хотелось, впрочем оставалось и не так много времени до вылета, поэтому мы встали около выхода, откуда нас вскоре забрал автобус и подвез к траппу самолета.

В самолете ничего необычного, на своих местах попили сок, поели специально приготовленный для нас «халяль»-паек, немного посидели, заполнили миграционную анкету и начали приземляться — на огни неизвестного для меня древнего города.

Дамаск (Сирия)

В Сирии на момент прилета была еще ночь, температура около 10 градусов. В аэропорту Дамаска люди были какими-то другими, выглядели по-другому, и общались на другом языке. Когда мы стояли в очереди для иностранцев, а они в другой — мне казалось, что одни смотрели на других и думали, как сильно те отличаются. Приятно было видеть много мусульманок в хороших хиджабах.

Получив необходимые для движения дальше документы и пройдя через то, что нужно было пройти, мы разместились уже в 2-х автобусах и поехали дальше.

Во время утреннего намаза мы остановились около одной из мечетей, взяли омовение и прочитали намаз. Сложно описать, как красиво там читают азан (призыв на молитву) и намаз. Это был первый намаз в арабских странах и был каким-то очень особенным, хотя по сути не отличался от того как мы читаем его в России.

Иордания

Ночью в основном все спали, а тем временем автобус находился в движении. И вот — незаметно подъехали к границе с Иорданией. Автобус остановился и руководитель пошел с нашими загран. паспортами. На улице заметно потеплело, до уровня комнатной температуры, и мы уже в тапочках вышли осмотреться.

На улице нашли первый магазин, в котором побывали, попили вкусный кофе (видимо и вода здесь вкуснее) за 1$ с печеньями, поехали дальше.

Саудовская Аравия

Чем дальше едем, тем теплее. Здесь я ощущал себя членом делегации приглашенных Аллахом, что здесь я в гостях у Него.

На границе Саудовской Аравии выдали подарки — мешок на спину для вещей, вода в запакованном стакане, брошюра «Справочник паломника». По дороге дали наборы с соком, печеньем.

Микат в Медине

Мы въехали в Медину и действительно к ней подходил эпитет «лучезарная» — чистое небо, солнце, белые здания, белые одежды.

Перед въездом в Мекку и совершения умры, мы должны были войти в состояние ихрама. Для этого мы поехали к микату — месту, где моются и облачаются в ихрам (одежду, состоящую из двух кусков ткани). Там же у продавцов есть свой небольшой рынок, где можно купить ихрамы, ремни, сумки, шампуни и другое. Здесь мы и купили необходимое, а что касается меня, то я взял хороший и толстый ихрам, стоимостью около 70 реалов (1 реал — 8 рублей) и ремень, чтобы надежно придерживалась нижняя часть ихрама.

Теперь мы в ихрамах, под солнцем. Приятное состояние при минимуме одежды, только ты и Аллах, и приехал по Его призыву:

Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдаленных дорог. (Сура Хадж, аят 27)

Здесь же в мечети мы совершили 2 ракаата намаза, выразили намерение на совершение умры: «Ляббей-ка Аллахума умратан» и поехали дальше – в Мекку.

Мекка

Мекка встретила нас летней температурой около 30 градусов, красивыми зданиями, парками, пальмами. Мы ехали сквозь Мекку и смотрели в окна. Женщины здесь ходили в хиджабах, а многие мужчины в легкой белой одежде. Кое где в парках можно было видеть как на траве сидят люди и разговаривают или едят, а где-то человек прилег поспать. При этом казалось что никто друг другу не мешает, а все наслаждаются по-своему.

Позже выяснилось также, что здесь не продается алкоголь, свинина. В Мекке чувствуешь себя спокойно — я наверное нигде себя не чувствовал так спокойно, уютно и комфортно. Иногда мы выходили на улицу в двеннадцать часов ночи, чтобы пройтись по магазинам, зайти на порцию мороженного в местное кафе. На улице в это время можно встретить даже подростков. Где еще можно погулять в это время не опасаясь за себя? Отличались и сами люди. В кафе за занятым столиком иногда было, что незнакомый сосед предлагал разделить с ним трапезу, автомобили стояли не закрытые, без сигнализации — необычное зрелище после российской реальности.

Но тогда изучение города только начиналось, мы ехали для совершения умры, сквозь тоннели через горы, пока не очутились около главной мечети в исламе — Аль-Харам.

Аль-Харам

Мечеть Аль-харам — особая во многих планах и очень большая мечеть. В ней чистые белые полы из мрамора, с оккантовочными серыми полосами, указывающими направление к Каабе. Полы в ней моют с добавлением миска (благовоний), есть много мест под открытым небом, а из кранов льется вода зам-зам. Здесь во многих местах практически постоянное движение людей, а в воздухе как будто пахнет поминанием Аллаха, обращения к Нему.

Внутри мечети под открытым небом стоит Кааба, тот первый храм Единобожия, в сторону которой все мусульмане мира направляют свои лица во время намазов, совершают земные поклоны и падают ниц. Здесь нет нужды определять направление на Каабу какими-то измерениями — ее можно видеть с разных этажей и положений.

Вокруг Каабы практически весь день, с перерывами на намаз, происходит обход вокруг нее. Люди идут по кругу — будь это на первом этаже или на третьем, иногда даже вокруг Каабы летают по кругу вертолеты. На территории Аль-Харама также есть холмы Сафа и Марва (сейчас между ними проложена пешеходная дорога, на одном уровне). Это те самые исторические места где Хаджар, жена Ибрагима, алейхи салям, искала питье для сына.

Многие паломники проводят основное свое время на территории Аль-Харам.

Информация к размышлению: награда в Аль-Хараме за один намаз равна 100 тысяче в другой мечети, кроме двух: в мечети Пророка, салаллаху алейхи уассалям, награда в 1 тысячу намазов, а в Аль-Аксе 500.

Послесловие

Описание истории на этом обрывается. Не написано многое, например про:

• восхитительные фруктовые коктейли Мекки и Медины
  • рынки
  • мороженное
  • рубленное мясо
  • вкус зам-зам
  • спокойствие и комфорт, которое испытываешь в городе
  • описание обрядов хаджа

Но, надеюсь, многие из мусульман, по милости Аллаха, смогут как минимум увидеть это самостоятельно, а при желании и рассказать об этом другим. И, конечно, надеюсь также еще раз проделать этот путь, уже с женой.

Примечание: После хаджа Аллах дал мне как минимум две вещи, которые я просил: я женился, а в 2012 году мы съездили в хадж вместе. Милость Аллаха велика!

Автор: Абдуррахман (Сергей Таранов)